Когда играли в парках духовые
В духовой оркестр Сергей Степанович Камышев пришел в возрасте одиннадцати лет, в феврале 1943-го, почти сразу после освобождения поселка Каменоломни от немецких оккупантов.
Перед немецкой оккупацией директор клуба поселка Каменоломни Василий Сергеевич Кузякин привез на просмотр из шахтинской фильмотеки картины "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Большая жизнь", - вспоминает Сергей Степанович. - Сдать назад их не успели и эвакуировать тоже — в 42-м немцы наступали быстро. Кузякин спрятал эти фильмы, а с ними и духовые инструменты. В феврале 43-го, после освобождения, началось восстановление, в том числе и культуры. Оркестранты в поисках помещения для репетиций (построенный до войны клуб был взорван) пришли в 20-ю школу, где им выделили комнатку. Так и загудел, еще не заиграл, а именно загудел наш оркестр, - говорит С.С.Камышев, - в нем стали заниматься ученики этой школы.
В то время пришли в оркестр Заворточенко Николай и Леонид, Киселев Анатолий, Шалеев Николай, Плахотников Владимир, Иван Ткачев, Борис Чередниченко, Юрий Мотаев, Владимир Корсаков (потом он стал писаться как Купа (может, его мать фамилию сменила?), Григорий Белан (он подавал большие надежды в музыке), Олег Рогаткин (помнится, наш руководитель как-то ему сказал: «Пьяный — ты замечательный человек, а трезвый — дурак-дураком». И всему коллективу было стыдно за него...
Среди первых руководителей оркестра в 43-44 годах, - продолжает Сергей Степанович, - был Василий Васильевич Гребенников, не имевший ни теоретических знаниий, ни практики.
Потом, в 44-м, у нас появился трубач, тяжелораненый боец - Виктор Игнатьевич (фамилии не помню), который за два с половиной месяца успел заложить основу оркестра, убрав все наши книжки с «Интернационалом» и «Смело товарищи в ногу» и прочих вещей. Раздал нам заготовочки не конкретно для человека, а для инструмента. Виктор Игнатьвич увидел нашу слабую подготовку, стал нам объяснять с самого начала, что такое пиано, форте, крещендо. К сожалению для оркестра, вылечившись после ранения, он ушел на фронт. И мы остались без руководителя.
Потом нами руководил деклассированный элемент, таких теперь называют бомжами, со вставной кустарной челюстью на резинке, при нем мы ходили подудеть и побаловаться, к счастью, это было недолго. Возвращался и Гребенников, но теперь он больше занимался организацией концертов.
В 1946 году к нам пришел настоящий руководитель, Христофор Петрович Левицкий, звали мы его Дедом. Теории - выше крыши, а практики еще больше. Принес с собою толстенную книгу «Школа арбана» для духовиков с упражнениями для развития губ, пальцев, языка — садись и учи.
Дед заражал нас своим энтузиазмом, сам гонял часами гаммы, пассажи, и мы тянулись за ним. Он поставил обучение на научную основу. Дед воспитал своих солистов, у нас появился первый тенор, чем не каждый оркестр может похвалиться, эту партию вел Шалеев Николай. Ввел партию первой трубы.
В 1951 году меня призвали в армию, служил я четыре года, и когда вернулся, Деда уже не было в живых. А оркестром руководил Николай Исаевич Шинкоренко.
Мы играли на танцах, проводили сборные концерты, для участия в которых приглашались и смазливая певичка, и лихо отстукивающий степ парнишка, и чтецы-декламаторы. Создавалось впечатление сплоченного коллектива, который на самом деле сразу после программы разбегался в разные стороны.
Играли на танцах. Например, в 10й совхоз ходили пешком, неся на себе инструменты. Участвовали в смотрах художественной самодеятельности, проводимых отделом железной дороги.
Иногда сложно было физически на таких смотрах вести партию. Николай Исаевич, подобно Утесову, становился за дирижерский пульт, и мне приходилось одному вести сольные партии - Леша Савин, талантливый парень, тогда только подрастал. На «ре» лезешь, и затылок трясется и мозги и глаза на лоб лезут, на такой массе слушателей солировать было сложно, но когда у Николая Исаивича проходило желание дирижировать, мы солировали наравне.
А еще трудно играть было на морозе — губы замерзают, и на сильной жаре, когда губы пересыхают.
Я все время мечтал играть на баритоне, но играл на трубе.
Уже работая школьным учителем истории, С.С.Камышев параллельно занимался с мальчишками, обучая их игре на духовых инструментах...
Оркестру п.Каменоломни Сергей Степанович Камышев отдал двадцать творческих лет.
Это фото С.С.Камышев получил на память от ребят-оркестрантов в октябре 1953 г., когда служил в армии.
Алексей Савин (в центре; сейчас руководит духовым оркестром п.Каменоломни) и С.Камышев (справа). Летний сад, район стадиона, 60-е г.