попытаемся разобраться вместе со специалистом-экспертом
территориального отдела Управления Роспотребнадзора Татьяной Нишановой
в премудростях торговли, тем более, что очень скоро работники прилавков
отметят свой профессиональный праздник.
![](http://kvu.su/_pu/9/s63726.jpg) Взял товар? Проверь срок годности.
Нашими покупками управляют Заходя в магазин, мы каждый раз уверены, что купим именно то, что захотим, Конечно, ведь это логично. Планируем купить молоко и хлеб, в итоге к кассе подходим с полной корзинкой. Исследования показывают, что в 70% случаев покупатель берет тот товар, который ему специально подложили на самые продаваемые полки. Такая должность, как специалист по увеличению продаж, или мерчендайзер, появилась в нашей стране не так давно. Грамотная, слаженная работа людей этой интеллектуальной профессии приводит к 15%, а то и 20% увеличению продаж: покупатели сгребают с полок даже то, что им вовсе не нужно. Оказывается, в магазине мы не только покупаем то, что нам навязывают. Мы еще и ходим так, как надо продавцу, смотрим туда, куда должны, и думаем так, как это запрограммировано. Бермудский треугольник магазина Каждый магазин сегодня еще до открытия определяет наиболее приоритетные места своей торговой площади. Как признаются продавцы, это те полки, которые находятся на уровне глаз человека: проходя по рядам, он бросает на них взгляд чаще, чем на полки, находящиеся выше уровня глаз или ниже. Статистика говорит, что при переносе товара с уровня живота на уровень глаз продажи увеличиваются на 30%, а при переносе с уровня ног - до 70%. Отсюда вытекает мысль, что полок, попавших в поле зрения покупателя, должно быть как можно больше. А для этого ему нужно обойти желательно весь магазин. Для достижения этой цели наиболее востребованные товары размещаются в торговом зале по принципу «золотого треугольника», то есть в разных его концах. Но и ходим мы по «золотому треугольнику не хаотично. Наш маршрут обычно подчинен строгой схеме - так называемому «закону правой руки»: начинаем с правого края магазина, постепенно двигаясь влево: ходим между рядами, все время сворачивая налево. При таком маршруте в поле нашего зрения постоянно оказывается середина правой от нас полки. Именно на ней обычно стоят товары, о которых покупатель чаще всего задумывается: «А не купить ли...». Кроме них там стоят товары с наибольшей наценкой и подходящим к концу сроком реализации.
Наш маршрут обычно подчинен строгой схеме - так называемому «закону правой руки».
НеВажные мелочи Ну вот мы все купили и подошли к кассе. Что это? Ах да, точно, возьмем, пожалуй, жевательную резинку и чупа-чупс ребенку. И, конечно, сигареты ведь кончились, надо бы пачку. Вы поступаете именно так? Подобные товары невыгодно класть на полки: они мелкие, выпадают из корзинки и кажутся ненужными во время охоты за продуктами. А на выходе - мало ли, и на сдачу можно взять. Последнее, что отмечают мерчендайзеры, - это незаполненность полок товарами. Во-первых, если полка с товаром наполовину пуста, создается впечатление, что это хороший товар, его разбирают. Вещи тоже по порядку По похожему принципу работают и вещевые магазины. В них на полках позволительно оставить не более 15% одежды, а все остальные модели, наиболее выигрышные и востребованные, должны быть выставлены в зале на манекенах, чтобы наглядно демонстрировать свои фасоны. Зачастую в этих целях магазины нанимают дизайнеров, которые одевают манекены, комбинируя по цвету и фасону сразу несколько товаров из этого магазина: покупатель, посмотрев и восхитившись подборкой, может купить не одну модель, а весь комплект сразу. Ушки на макушке В вещевых магазинах часто играет музыка. Это не просто так. Было замечено, что тишина сковывает поведение покупателя, в то время как музыка, наоборот, придает ему уверенности в себе, а заодно создает эффект «здорового ажиотажа» в магазине: звук есть звук. Правда, под быструю музыку покупатели и по залу идут быстрее... Нос по ветру Нюх тоже способен сыграть на руку продавцу: в супермаркетах, например, размещают мини-пекарню, и под воздействием выделяющегося желудочного сока люди покупают больше еды. В магазинах парфюмерии и средств для душа часто используют приятные медово-ванильные и лимонно-мятные запахи, чтобы ассоциировать их со своей продукцией. Поэтому главная проблема покупателя, стоящего между полками супермаркета, - это не выбрать, что же он может купить, а задуматься, его ли это желание или все же этого хочется продавцу.
Как нас зомбируют в супермаркетах - Ходим по магазину по заданному маршруту.
- На видном месте выставляют товар подороже и почти просроченный.
- Мелочи продают на кассе.
- Вкусные запахи провоцируют на покупки.
- В парфюмерных магазинах «пускают» медово-ванильные и лимонно-мятные запахи.
- Музыка «заводит» покупателя.
Экспертиза товаров и услуг, предъявление претензий Не всегда купленный товар или оказанная услуга оказываются качественными. И зачастую бывает так, что продавец (исполнитель, изготовитель) не хочет принимать товар обратно или устранять недостатки, допущенные при оказании услуг (выполнении работ). В такой ситуации вам придется доказывать, что Вам был продан некачественный товар, работа, услуга. Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает такие ситуации: в ст. 18* написано, что продавец (изготовитель), организация или индивидуальный предприниматель обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. А Вы имеете право присутствовать при проверке качества и оспорить его. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли по вине потребителя, то он должен будет возместить продавцу (исполнителю, изготовителю) расходы на проведение экспертизы. Сроки проведения экспертизы - 10-20 дней, в зависимости от заявленных Вами требований: обмен, возврат, устранение недостатков (ст. 20-22). Потребитель вправе предъявить свои требования (претензию) в течение гарантийного срока, а если он не установлен, в пределах двух лет со дня передачи товара (работы, услуги) потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (ст. 19). При покупке некачественного товара, оказании» услуг, работ потребитель должен обратиться в организацию с претензией в двух экземплярах. В случае неудовлетворения его требований обращайтесь в суд, что повлечет для продавца дополнительные расходы по возмещению судебных издержек, неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки удовлетворения требований покупателя, компенсацию морального вреда, а также уплату штрафа (ст. 13).
*Все ссылки на статьи из закона «О защите прав потребителей»
В г. Шахты услуги по проведению экспертизы товаров и услуг может оказать специалист-эксперт Ковалев Виктор Иванович, тел. 25-60-03 или 8-928-179-69-69. Организации, проводящие экспертизу в г. Ростове-на-Дону:
- Центр независимых экспертиз, ул. Чехова, 71. Тел. 264-35-30
- ТПП «Донэксприза», пр. Кировский, 40 «а», тел. 2-68-76-32.
- Ул. Баумана, 64. Тел. 240-15-09.
- ООО «Открытый мир», ул. Темерницкая, 68. Тел. 268-75-40.
- ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ул. Соколова, 58. Тел. 227-59-09.
- Центр судебных экспертиз, ул. Ленина, 109/2. Тел. 243-06-08.
- ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу». Тел. 270-06-75 и 262-17-56.
- ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», 7-я линия, 67. Тел. 251-05-85.
|